Переговоры предусматривают наличие четырёх этапов:
- Подготовка к переговорам
- Собственно переговорный процесс
- Завершение переговоров
- Анализ их результатов.
1.Относительно подготовки переговоров, то данный этап направлен на поиск ответов на такие вопросы:
- Для чего необходимы переговоры?
- С какой целью они проводятся?
- В чем заключаются нужды (!) и желания партнеров в переговорах?
- Какие опасности могут возникнуть во время переговорного процесса?
- Какие результаты предполагаются?
- Какие прогностические намерения партнеров?
- Какие методы подготовки к переговорам?
- Какие возможные пути согласования интересов?
2. Любые переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол и их участники начнут обсуждать проблему. При этом психологическая подготовка требует от участников переговорного процесса максимальной выдержки, тонкостей в общении, умение ощущать и сочувствовать и т.п..
3. Практика ведения переговоров свидетельствует, что на них не следует идти слишком возмущенным, оскорбленным, напуганным, возбужденным, ведь такое накопление чувств приводит к тому, что способность четко высказывать мысли исчезает, а это, естественно, отразится на принятии решения, в целом на результатах переговорного процесса. Если эмоции направлены в нужное русло, то они могут помочь успешному проведению переговоров с эффективным результатом.
Переговоры проходят через 4 фазы: 1. Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;
2. Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;
3. Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;
4. Тупиковую или финальную фазу.
Тупиковый момент в ходе переговоров возникает в случае, когда многочисленные предложения уже на столе, а решение вопроса находится на точке замерзания.
Эта фаза позволяет понять степень жесткости противостоящих позиций и открывает возможность поиска принципиально новых решений.
Важнейшей задачей этого этапа является снятие информационной неопределенности: партнеры узнают и уточняют позиции друг друга, точки зрения на отдельные вопросы. УДАЧА ЛЮБИТ ПОДГОТОВЛЕННЫХ!